Сайт Михович Алеси Александровны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [21]
Конспекты [15]
Развлечения [1]
Тематические недели.
Перспективно - календарное планирование [3]
Перспективно - календарное планирование по пожарной безопасности в старшей группе.
Консультации [14]
Консультации для родителей по пожарной безопасности.
поделки [0]
Поделки из разных материалов.
Физкультминутки [1]
Физкультминутки для детей.
Комплексно- тематическое планирование [4]
Комплексно- тематическое планирование образовательной деятельности
Проекты [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3-4 года посредствам проектного метода» (родной город, край, природа).

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3-4 года посредствам проектного метода

     «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3-4 года посредствам проектного метода»

    (родной город, край, природа).

     

        Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

       Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год.  Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до  осознанной любви к своему Отечеству.

    Работа направлена на решение комплекса задач:

    –воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    –формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    –расширение представлений о городах России;

    –знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

    –развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    –формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных стал метод проектов.

    Для реализации задач по патриотическому воспитанию детям были представлены следующие презентации:

    - Презентация «Защитники Отечества» - воспитанники познакомились с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывали патриотические чувства относительно своей Родины, приобщались к духовным и историческим ценностям своего народа.

    - Презентация «Живая память» - цель состояла в воспитании патриотических чувств у дошкольников на основе изучения истории своей семьи, своего города, края, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.

    - Презентация «Моё имя» - познакомили детей с тайной имени, представление о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других, познакомили с правом ребенка на «имя».

    Презентация «Мой любимый город» - воспитанникам была представлена карта нашего города, где обозначены ближайшие улицы, познакомились с историей возникновения и развития нашего города.

            Педагогические средства, используемые в работе

              Формы и методы  работы с детьми:

    1. Необычное приветствие.

    2. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.

    3. Приглашение в путешествие.

    4. Создание проблемной ситуации  ( «Давайте расскажем …?, Что значит.. ?»,  «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»)

    6. Совместная проектная деятельность.

    7. Аппликация.

    8. Природоохранная деятельность.

    9. Выставки и экспозиции.

    10. Развлечения, досуги, праздники, концерты.

    11. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

    12.  Сказки, стихи, загадки.

    13. НОД, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность детей.

     Формы организации: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

     Методы:

    - словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;

    - наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

    - практические –  дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках, встречах.

    Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, различного рода игры.

     При работе с родителями использовались такие формы работы как:

     - анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?».

     - поддержание групповых традиций совместным участием в них «Чаепитие », «Приглашаем гостей».

    - индивидуальные консультации, беседы.

    - круглый стол для родителей «Как воспитать патриота и гражданина».

    - фотовыставки «Достопримечательности  в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду».

    - совместное творчество родителей и детей  - как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

    - оформление информационного стенда:  рубрика «Почитайка…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

    - встреча с интересными людьми.

         В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.            

     В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию патриотического воспитания, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною сделано следующее:

    - разработаны конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, городом (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего города, края, символикой России.

    - экскурсии, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю,

    - оформлены альбомы :  «Мы живем в России», «Альбом картинок с ситуациями благодарности», «Моя семья», «Мой домашний питомец», «Любимые места моего города»,  «Природа родного края»,  «Наша группа».

    - разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов.

    - оформлены  выставки рисунков, фотовыставки, видеоролики.

    - создан макет «Улицы по которым мы ходим».

        Перед тем как приступить к планированию работы,  были проведены игры, игры – инсценировки, беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, крае. Для того, чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем крае, я провела анкетирование (см. приложение). Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы (см. приложение),  что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  и оформлении папки – передвижки, в которой были представлены материалы о нашем городе, достопримечательностях района и края.

        В процессе работы я поняла, что приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы  привлекала родителей к сбору фото,  познавательного материала, к организации фотовыставок, , проведению совместных праздников и досугов, к участию в реализации проектов совместно с детьми, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей  выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

       В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) -  к более сложному (город, край, страна).

      Знакомство с родным городом осуществляла на  НОД познавательного характера. На НОД «Мой любимый город» дети узнали об особенностях расположения (на берегу реки), о социокультурных объектах (дом культуры, спорткомплекс, спортплощадка, библиотека,  и т.д.), о достопримечательностях города. Более подробно познакомиться с историей города позволила НОД «Путешествие в прошлое» (см. приложение). В результате таких НОД возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Представления о жизни людей в нашем городе дети так же получают во время экскурсий, в процессе повседневных наблюдений, в играх.

         Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.  Экскурсии помогают детям  понять принципы функционирования различных учреждений города, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города, о чистоте на наших улицах.

      Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого  и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.

        Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего города. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.

          Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание  уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, у реки. Дети будут учиться  различать породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразные виды птиц и рыб. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомство детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Красноярского края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу. Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе есть уголок патриотического воспитания, родного края.  В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, сувениры, флаг России, иллюстрации, альбомы, знакомящие с семьей, городом, краем.

       Ссчитаю, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Организована поисковая деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек где работают родители? Кем работают?  . В процессе исследования дети обменивались полученной информацией.   Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но, по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее. Музейная педагогика – мощное средство вхождения дошкольника в мир культуры и истории малой Родины.

        Мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними. В музее представлены различные старинные предметы (коромысло, ухват, прялка, рубель), предметы посуды  (горшки, кринки, бутыли, миски), настоящая люлька, самовары, домотканые коврики, занавески, подзоры, рушники, предметы одежды. Во время НОД  знакомим детей с устным народным творчеством и искусством. В комнате старинного быта звучат народные песни, заклички. Инсценируем различные народные потешки, сказки.  Перед тем, как начать приобщение детей к музейной культуре, были выработаны определенные правила и нормы поведения:

    - не шуметь - «Слушай сам и дай слушать другому»,

    - экспонаты без определенной необходимости не трогать -    «Сохрани историю для других»,

    - будь доброжелателен по отношению к другим -  «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой»,

    - соблюдай порядок -  «Взял на определенном месте, положи на то же место»,

    которые неукоснительно соблюдались детьми.

        Так же было проведено знакомство детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспозиция», «исследователь». Дети были готовы к восприятию музейной информации.    Разнообразные экспозиции, богатые материалы музея позволяют более полно знакомить детей с историей и культурой, людьми, природой родного края. В музее много  предметов прикладного искусства. Дети с удовольствием рассматривают их, узнают о людях, изготовивших их.

        Все это оказывает  эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре,  помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного города, района, истории его жителей.

       Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,   к  своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

            

    Результативность опыта работы

       Результатом работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края, города. Сформирован интерес и потребность к посещению музея. Критерии оценки   уровня патриотического воспитания  

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Алеся (19.02.2024)
    Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: