«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3-4 года посредствам проектного метода»
(родной город, край, природа).
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Работа направлена на решение комплекса задач:
–воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
–формирование бережного отношения к природе и всему живому;
–расширение представлений о городах России;
–знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
–развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
–формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных стал метод проектов.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию детям были представлены следующие презентации:
- Презентация «Защитники Отечества» - воспитанники познакомились с историей, культурой, традициями нашей армии, воспитывали патриотические чувства относительно своей Родины, приобщались к духовным и историческим ценностям своего народа.
- Презентация «Живая память» - цель состояла в воспитании патриотических чувств у дошкольников на основе изучения истории своей семьи, своего города, края, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
- Презентация «Моё имя» - познакомили детей с тайной имени, представление о себе как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других, познакомили с правом ребенка на «имя».
Презентация «Мой любимый город» - воспитанникам была представлена карта нашего города, где обозначены ближайшие улицы, познакомились с историей возникновения и развития нашего города.
Педагогические средства, используемые в работе
Формы и методы работы с детьми:
1. Необычное приветствие.
2. Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
3. Приглашение в путешествие.
4. Создание проблемной ситуации ( «Давайте расскажем …?, Что значит.. ?», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?»)
6. Совместная проектная деятельность.
7. Аппликация.
8. Природоохранная деятельность.
9. Выставки и экспозиции.
10. Развлечения, досуги, праздники, концерты.
11. Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
12. Сказки, стихи, загадки.
13. НОД, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность детей.
Формы организации: коллективная, подгрупповая, индивидуальная.
Методы:
- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей;
- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках, встречах.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, различного рода игры.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?».
- поддержание групповых традиций совместным участием в них «Чаепитие », «Приглашаем гостей».
- индивидуальные консультации, беседы.
- круглый стол для родителей «Как воспитать патриота и гражданина».
- фотовыставки «Достопримечательности в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду».
- совместное творчество родителей и детей - как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
- оформление информационного стенда: рубрика «Почитайка…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
- встреча с интересными людьми.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению была создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию патриотического воспитания, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною сделано следующее:
- разработаны конспекты НОД по ознакомлению дошкольников с малой Родиной, городом (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего города, края, символикой России.
- экскурсии, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю,
- оформлены альбомы : «Мы живем в России», «Альбом картинок с ситуациями благодарности», «Моя семья», «Мой домашний питомец», «Любимые места моего города», «Природа родного края», «Наша группа».
- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов.
- оформлены выставки рисунков, фотовыставки, видеоролики.
- создан макет «Улицы по которым мы ходим».
Перед тем как приступить к планированию работы, были проведены игры, игры – инсценировки, беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, крае. Для того, чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем крае, я провела анкетирование (см. приложение). Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы (см. приложение), что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» и оформлении папки – передвижки, в которой были представлены материалы о нашем городе, достопримечательностях района и края.
В процессе работы я поняла, что приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы привлекала родителей к сбору фото, познавательного материала, к организации фотовыставок, , проведению совместных праздников и досугов, к участию в реализации проектов совместно с детьми, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) - к более сложному (город, край, страна).
Знакомство с родным городом осуществляла на НОД познавательного характера. На НОД «Мой любимый город» дети узнали об особенностях расположения (на берегу реки), о социокультурных объектах (дом культуры, спорткомплекс, спортплощадка, библиотека, и т.д.), о достопримечательностях города. Более подробно познакомиться с историей города позволила НОД «Путешествие в прошлое» (см. приложение). В результате таких НОД возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Представления о жизни людей в нашем городе дети так же получают во время экскурсий, в процессе повседневных наблюдений, в играх.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Экскурсии помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений города, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города, о чистоте на наших улицах.
Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего города. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, но и воспитание уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке, у реки. Дети будут учиться различать породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразные виды птиц и рыб. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомство детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Красноярского края. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу. Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе есть уголок патриотического воспитания, родного края. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, сувениры, флаг России, иллюстрации, альбомы, знакомящие с семьей, городом, краем.
Считаю, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Организована поисковая деятельность. Дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек где работают родители? Кем работают? . В процессе исследования дети обменивались полученной информацией. Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но, по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее. Музейная педагогика – мощное средство вхождения дошкольника в мир культуры и истории малой Родины.
|